UAZ - произведено в России. Официальная история "Ульяновского автомобильного завода" начинается в 1942 году, но годом ранее после принятия решения об эвакуации наиболее крупных промышленных объектов из Москвы в районы Сибири, Урала и Волги на базе эвакуированных столичных заводов "ЗиС" и "ЗИЛ" начал функционировать "УАЗ". Вначале завод выпускал боеприпасы и снаряды для авиации, но май 1942 ознаменовался выходом легендарных УАЗовских "трехтонок" ЗиС-5, которые начали собирать еще в феврале 42-го. Летом того же года производство автомобилей уже достигло 20-30 в день, за 1943 год было выпущено уже 4 тысячи. В послевоенные годы с конвейера УАЗ сошла вторая легенда отечественного автомобилестроения ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Это были самые надежные, неприхотливые и простые в эксплуатации легковые автомобили повышенной проходимости (аутлендер в нынешнем обиходе). Их актуальность в послевоенные годы восстановления из руин была предельно высока, и не только в СССР. Автомобили на базе ульяновских машин экспортировались в 22 страны мира начиная с 1959 года, спустя 4 года массового производства таких малолитражек в Советском Союзе. В 1957 УАЗ наладил выпуск собственной разработки - полноприводного семейства "УАЗ". На протяжении многих лет завод выпускал автомобили для Советской Армии.
15 декабря завод УАЗ в праве праздновать рождение еще одной своей легенды, поскольку в этот день 1972 года с главного конвейера сошли первые серийные автомобили "УАЗ-469". Сегодня эта модель, претерпев незначительные изменения, называется UAZ Hunter и благодаря превосходной проходимости и беспроблемному ремонту по-прежнему пользуется спросом, покоряя время, расстояния и даже высоту. Ведь не каждое авто способно за 38 минут подняться на вершину Эльбруса и самостоятельно спуститься, как это сделал УАЗ в 1974 году. В 1975-ом "УАЗ-469" осваивает пустыню Сахару, причем первым в своем классе, а в 1979-ом - одолевает Каракумы. В 1978 первый приз чемпионата Италии по автокроссу в Сан-Ремо "Серебрянный домкрат" достался именно этой модели. Завод УАЗ, подобно своим легендарным автомобилям с их превосходной проходимостью, также успешно преодолел перестроечную разруху, хотя далось ему это не легко. С развалом СССР было необходимо адаптировать деятельность завода к рыночной экономике. Но усилия были приложены и результатом стало наращивание темпов производства (1996 - 69 тысяч, 1997 - 100 тысяч) и расширение модельного ряда (УАЗ-3153 и УАЗ-3160)
В первый год нового тысячелетия УАЗ начал новый период своего развития, войдя в состав автомобильного холдинга "Северсталь-авто".
Старейший российский автозавод ОАО "УАЗ" был модернизирован и начал серийное производство нового модельного ряда. Здесь необходимо отметить внедорожник UAZ Hunter, который, как уже упоминалось, создан на базе "УАЗ-469" и выпускается серийно с ноября 2003 года. А спустя 2 года после выпуска в 2005 Россия увидела внедорожник нового поколения UAZ Patriot. После комплектации завода линиями для выпуска мостов типа "Спайсер" и косозубой раздаточной коробки наладилось производство коммерческих грузовиков и микроавтобусов. И это не все, с июля 2006-го на предприятии началось производство японских грузовиков ISUZU. УльЗИС-253, 1944 г. дизельный грузовик разработан конструкторами ульяновского автозавода.
УАЗ-300, 1950г. - бензиновый грузовик, комплектовался двигателем в 50л.с., которые устанавливались на знаменитую "Победу", и четырехступенчатой коробкой передач, которую начали собирать в 1949 г
УАЗ-302 - эта полуторка была создана на основе УАЗ-300
ГАЗ-69, 1954г.- 1972г. В серийно в выпуск пошел с 1955 г. - восьмиместный кузов с двумя боковыми дверями. Вдоль боковых бортов - трехместные скамейки, задний борт откидной. Машина предназначалась для санитарных служб, поэтому предусматривалось крепление носилок для перевозки раненых и оборудовалась буксирным устройством. Силовой агрегат (четырехцилиндровый рядный) имел мощность 55 л.с. и максимальным крутящим моментом 12,7 Нм.
ГАЗ-69А, 1954г.- 1972г., в отличие от ГАЗ-69 имеет четырехдверный кузов с трехместным сидением сзади, расположенным поперечно. Предназначен для перевозки 5 чел. и 50 кг груза в багажнике. Двигатель устанавливался такой же как и на ГАЗ-69.
УАЗ-450,1958г. - 1965г. - имел привод на оба моста и вагонную компоновку. Эта полноприводная модель выпускалась с различным предназначением как модификации фургона УАЗ-450В, санитарного автомобиля УАЗ-450А и бортового грузовика с двухместной кабиной и деревянным кузовом УАЗ-450Д
Все эти модификации оснащались двигателем мощностью 62 л.с. (45 кВт) объемом 2432 см3, ходовая часть комплектовалась основными узлами шасси от ГАЗ-69. Автомобили развивали скорость до 90 км/ч при 1,65 тонн весе в снаряженном состоянии.
УАЗ-451, 1965г.- 1985г. Привод подавался на задний мост. С 1966 г. появились варианты с более мощным верхнеклапанным двигателем УАЗ-451, четырехступенчатой коробкой передач. Внешне изменилась кабина водителя. Автомобиль поднимал до 1 тонны веса. Каждую вторую пятилетку завод вносил коррективы в эту модель. С 1970-х годов шасси, двигатель и трансмиссию сделали унифицированными с агрегатами УАЗ-469. С 1980-х годов рычажные амортизаторы заменили на телескопические, начали устанавливать двигатель модели УМЗ-414 в 90 л.с. с крутящим моментом 172 Нм при 2200 1/мин. А закрытая система охлаждения с расширительным бачком была применена в 1984 году. На базе УАЗ-451 выпускались УАЗ-451А (санитарный автомобиль), с 1965г. УАЗ-451М (несколько видоизменнен в передней части ("ноздри" заменили решеткой радиатора, дожившей до наших дней) с новыми двигателем и трансмиссией) и грузовик УАЗ-451ДМ (в кабине 2 посадочных места включая водительское сидение и деревянный кузов).
УАЗ-452, 1966г.- 1985г. Имел привод на все колеса, поднимал стандартные для подобных УАЗиков 800 кг. Как и предшественник с 1970-х годов получил унифицированные с УАЗ-469 шасси, двигатель и трансмиссию. Выпускались фургоны УАЗ-452, санитарные автомобили УАЗ-452А, УАЗ-452Г (большей вместимости), УАЗ-452ДЭ (с экранированным оборудованием) и УАЗ-452АС (для условий севера), микроавтобусы вагонной компоновки УАЗ-452В, грузовики УАЗ-452Д, автомобили-топопривязчики УАЗ-452Т, УАЗ-452Т-II и УАЗ-452Т-2.
УАЗ-456 - седельный тягач УАЗ-456 , тянул за собой двухосный полуприцеп УАЗ-749, поднимал 2 тонны.
УАЗ-469, 1964 г. "военного назначения", оснащался колесными редукторами. Его испытание и тестирование начались в 1961 году и только к концу 1964 был рекомендован для серийного производства.
УАЗ-469Б, 1964 г. "народно-хозяйственного назначения" в отличие от "военного" имел обычные мосты.
1985 год для автомобилей УАЗ стал годом модернизации и все модификации были переименованы:
- военный УАЗ-469 с редукторами получил индекс УАЗ-3151-01; - грузопассажирский УАЗ-452(батон) - УАЗ-3741; - грузопассажирский УАЗ-452А(санитарный) - УАЗ-3962; - грузовой УАЗ-452Д (головастик) - УАЗ-3303.
УАЗ-3151 - эта модель выпущена как результат модернизации 469-ого "военного", ее цена меньше 3160 модели из-за меньшей стоимости кузова. При чем кузов металлический. Что касается модернизации, то этот автомобиль имеет более эластичную подвеску силового агрегата, пятиступенчатую коробку передач, мелкомодульную малошумную раздаточную коробку, более надежные неразрезные мосты, более мягкая подвеска на малолистовых рессорах и гидроусилитель руля. Кроме того, в салоне установлен эффективный отопитель, более удобные сиденья, цельное ветровое стекло, а двигатель стеклоочистителей спрятан под панель приборов.